Мой опыт подготовки к устной части ГИА

Для знакомства с форматом экзамена есть замечательные пособия серии «Forward. Effective Speaking», как для подготовки к ОГЭ, так и для подготовки к ЕГЭ под редакцией Марии Валерьевны Вербицкой (руководитель разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам) ,  где чётко, ясно, понятно, по пунктам объясняется то, что требуется для набора максимального балла,  даются шаблоны, полезные фразы, которые можно использовать для ответа. Но, конечно в своей работе я не ограничиваюсь только ими.

В прошлом (2019) году я был техническим специалистом на подготовки к устной части ЕГЭ и ОГЭ и присутствовал на самом экзамене по англ. языку в девятом классе. И хочу рассказать о своих наблюдениях. Как вы знаете, устную часть экзамена ученики отвечают компьютеру, здесь есть своя специфика. Многие при этом теряются.  Невозможность отслеживать мимику,  реакцию, движения губ иногда довольно серьезно влияют на психоэмоциональное состояние ученика. К тому же аудитории отвечает ещё три человека и делают они это примерно в одно и тоже время плюс-минус 40 секунд. Если ученик не отвечал в похожих условиях, он скорее всего не сможет показать максимум своих возможностей. Поэтому для подготовки к экзамену я предпочитаю проводить её в виде приближенном к реальности, с использованием технических средств.  К тому же это экономит время на уроке (правда тратит мое на проверку). 

Естественно, прежде чем работать в таком формате нужно какое-то вводное занятие, где детям объясняется как именно выполнять задание, что от них требуется.  Надо разобрать несколько вариантов ответа и на примерах показать правильное выполнение и возможные ошибки которых следует избегать.

Слушать задание в живую на обычном уроке по моему мнению неэффективно. Лично я не могу  одновременно запомнить абсолютно все ошибки ученика,  количество предложений которые он сказал,  поэтому делаю пометки во время ответа. Многие реагируют на это очень болезненно, начинают переживать, что ошиблись,  сбиваются начинают запинаться. Я не говорю, что слушать вживую не надо. Я делал это, к примеру, во время написания учениками эссе, при письменных работах и обратная связь при таком приеме работы лучше.

В моём кабинете компьютер расположен за отдельным столом.  Я включаю задание сажу ученика, затем включаю запись это отнимает секунд 20. Далее можно совершенно свободно продолжать урок.  Через полторы-две минуты я либо сам ученик (они быстро учатся делать это сами) включает запись и отвечает задание. После окончания ответа усаживаются за свое рабочее место и я называю файл фамилией ученика и типом задания которые он выполняет. Можно спрашивать следующего. Урок при этом проходит в обычном формате. Если давать задания по отдельности,  это позволяет спросить половину группы за урок. Задания с официального сайта ФИПИ из открытого банка.  Недавно я сделал свой сайт на одной из страниц которого можно прослушать вопросы условного диалога-расспроса из банка заданий ФИПИ для подготовки к ОГЭ. Они без введения и больших пауз. В оригинальных файлах все паузы включены в аудиозапись, а это не всегда удобно, поэтому я обрезал аудио так, чтобы оставить только вопросы. Вверху страницы есть оглавление с помощью которого легко найти нужную тему опроса или код задания. Справа от аудизаписи, под спойлером, есть тексты вопросов. Все вопросы в текстовом виде, аудиофайлы как с введением так и без, можно скачать а внизу страницы.

Если класс или учащийся  уже  знаком со всеми типами заданий, отвечал на них,  то тогда можно провести говорение практически в полном формате.  У нас есть замечательный сайт  speaking.svetlanaenglishonline.ru на котором есть большое количество вариантов устного экзамена. Здесь вы не можете ни пропустить время подготовки, ни выбрать только какое-то одно задание. Причём говорение на ОГЭ там уже в новом формате. В задании номер  три  (монологе)  имеются 4 пункта плана на которые надо ответить. В начале сайт запрашивает доступ к микрофону, по окончании ответа предлагает сохранить файл. 
















Хочется сказать немного о технических моментах. Как вы наверное знаете качество звучания и уровень громкости ответов записанных на экзаменах часто оставляют желать лучшего.  Это связано с тем что гарнитуры во многих школах старые и плохого качества. Усиление сигнала микрофона в таких случаях противопоказано, так как даёт сильные шумы и становится еще хуже. Поэтому качество микрофона очень важный пункт. Необязательно как я использовать именно компьютер. Смартфон или даже обычный кнопочный телефон с гарнитурой тоже подойдет. Чтобы отвечающего было слышно хорошо, а другие звуки урока шли мало различимым фоном, микрофон должен быть близко ко рту.

Моя гарнитура

В этом году к нам в школу завезли новые гарнитуры Microsoft. У меня в кабинете есть такая всем её кстати рекомендую, она даёт качественное звучание и имеет USB выход. При необходимости я подключаю её в USB хаб и звук автоматически переключается на гарнитуру. Для меня это удобнее, чем менять звуковые устройства в панели управления.   Конечно может потребоваться дополнительная настройка.








Я предпочитаю  проверять ответы дома для этого я использую Яндекс Диск что очень удобно так как все данные автоматически синхронизируются и не надо постоянно вставлять и вынимать,  носить с собой  флешки или жесткие диски. Есть  несколько похожих сервисов  Google диск, облако mail.ru, dropbox. 




Объяснение ошибок и рекомендации по их исправлению я даю как в письменном виде в документе Microsoft Word (если это чтение) так с помощью звукового файла записывая свои замечания в микрофон.  

Игорь Александрович Концевой, учитель высшей квалификационной категории, эксперт ГИА-9, технический специалист.